«неумелые невежественные руки» стали привычным признаком современной российской жизни, но «опускать руки» тоже нельзя, подписывайтесь, ваш голос может пригодиться #деревьяПетербурга
Две заметки из старых дореволюционных журналов.
Прошло 100 лет, а заголовки, мысли и опасения все те же.
Исторические деревья не нанесены на карту, и вырубаются тополя. Сады и парки застраиваются. И хочется воскликнуть, как и 100 лет назад:
"Неужели у нас никогда не поймут, что сады и свободные площади существуют не для застройки и что ими надо дорожить?"
"Хроника уничтожения красоты Петербурга
Уничтожение красоты Петербурга идет все быстрее и быстрее и едва ли те, кто заказывал постройки Растрелли, Гваренги, Захарову и Росси могли думать, что когда- нибудь люди, которым достанутся эти сокровища искусства‚ будут относиться к ним с таким пренебрежением. Когда несколько недель тому назад я писал о необходимости отметить все исторические деревья, имеющиеся в Петербурге, то никогда не думал, что предсказание об исчезновении их исполнится так скоро. Но вотъ уже решено уничтожить тополь, посаженный Петром Великим между крепостью и «Домиком». Положим, от тополя немного и осталось; но ведь это память о великом Основателе города. В Вене в продолжение столетий охраняют обрубок «Stock im Eisen».
Исчезнет тополь, будет гладкая площадь, лишняя стоянка для автомобилей, и порядка будет больше. Но исчезнет еще одно характерное место!
На украшениее города идут какие то суммы, производятся засадки цветников, а памятники, которых не создат во второй раз, рассыпаются, рушатся или сохнут! Они никому не дороги и не нужны.
Дворцы окраин города-Петровскій и, особенно, Екатерингофский запускаются все более и более. Последний уже почти заброшен, а от парка остались ничтожные остатки.
В газетах промелькнуло известие, что этот парк будет переделан в зоологический сад. Неужели же любимое жилье Великаго Петра превратиться в кафе-шантан с «садовыми постройками» и "буфетной верандой» типа Зоологии или Аквариума, и там будут понаставлены сомнительные изваяния, густо прокрашенные масляной краской?
Еще слух: Петровский парк будет занят для постройки больницы. Такнм образом исчезнет еще клочрк зелени из столицы, как исчезает мало по малу Александровский парк, щедро раздаваемый под увеселительные и полулечебные заведения...
Протестовать против устройства зоологического сада, больниц и т. д., конечно, нельзя, но какое будет «устройство»? Надежды на художественный стилт-мало; скорее все попадет опять в неумелые невежественные руки...
Те, кто за последнее время, ведением или неведением, уничтожали красоту Петербурга, уничтожали не только данный памятник, но и уменьшали возможность творчества в будущем.
Пренебрежение к прекрасной старине -плохая атмосфера для новой красоты. Не мешало бы тем, кто думает о русской торговле и финансах, понять, что вырубание исторических тополей, уничтожение исторических парков, так же, как искажения построек К. Росси и порча картин Эрмитажа от плохой системы отопления‚--один из шагов к понижению всей художественной культуры страны.
В. Курбатов
Опять захват садов
Такая уж у нас доля несчастная, что ко всякому самому лучшему делу пристегивается какая нибудь обида для искусства. Учреждена недавно Школа Народного Искусства, которая, под умелым руководством, обещает дать прекрасные плоды‚-и ради нее наносится еще новый ущерб Михайловскому саду. Школа временно занимала помещение в бывшей Государственной типографии, ныне имеющей быть внесенной для постройки выставочного дворца‚ и школа остается без помещения. Поэтому ей отведен участок, в 300 квадр. саж., вдоль Екатерининского канала, входящий в площадь Михайловского сада, и школа уже объявляет конкурс на проект постройки здания. Итак, поддерживается хорошее начинание, но одновременно портится и уничтожается старый Михайловский сад. В объяснение говорят, что часть сада уже застроена для нужд Музея Александра III и храма Воскресения Христова, но одна ошибка отнюдь не извиняет другую.
Неужели у нас никогда не поймут, что сады и свободные площади существуют не для застройки и что ими надо дорожить?
ПВ
На фотографиях Канал Грибоедова и Мойка до уничтожения красоты.